Халк защищать здравый смысл "Чем можно заинтересовать современного ребенка, кроме гаджетов, комиксов и супергероев?" — неосмотрительно спросили меня читатели "Антологии". Разумеется, я тут же положила руки на клавиатуру и накатала четверть авторского листа в защиту первых, вторых и третьих.
***
Год назад я ездила на важную встречу на станцию Перово. А поскольку в Перово я до того никогда не была, при выходе из метро я первым делом достала смартфон, запустила яндекс-навигатор и проложила маршрут, что называется, от двери до двери. После чего аккуратно пошла по карте, поминутно сверяясь с экраном и тихонько проклиная свой топографический кретинизм. Все шло благополучно первые минут пятнадцать. Я одолела уже половину пути (нигде даже не заплутав! и не уехав в Купавну вместо Салтыковки, как обычно!), когда на перекрестке со мной поравнялся мужчина лет шестидесяти. А затем взглянул на меня сверху вниз (при моем росте это в принципе нетрудно) и снисходительно бросил: — Эх, молодежь! Уткнулись в свои экранчики, ничего вокруг уже не видят. Я была настолько огорошена этим вторжением в свое личное пространство, что в первую секунду не нашлась с ответом. А во вторую секунду на светофоре зажегся зеленый свет, и этот господин, чрезвычайно довольный собой, на крейсерской скорости рванул вперед. К счастью или к сожалению, нам было по пути, поэтому на следующем перекрестке мы снова поравнялись. — Вообще-то, это навигатор, — сказала я ему, показывая экран. — Я впервые в этом районе и пользуюсь картой. — Ой, ну тогда извини-ите, — протянул мужчина, хотя усмешка, с которой это было произнесено, ясно выдавала, что ни капли он не раскаивается. Во избежание тяжелых моральных увечий у этого товарища я решила не добавлять, что я — кандидат филологических наук и иду в местную школу-гимназию собеседоваться на должность учителя русского языка и литературы.
читать дальшеМы привыкли относиться к электронным новшествам с заведомым предубеждением — как к каким-то демонам, готовым захватить невинные умы наших детей. Но боже мой, это ведь просто инструменты! Одним и тем же ножом можно колбасу порезать, а можно человека убить. Все зависит от того, в чьих руках этот инструмент находится. Вот едет в метро юноша, уткнувшийся в смартфон. Что он на этом смартфоне делает? Слушает "Времена года" Чайковского? Учит японский в Duolingvo? Планирует бюджет на месяц? Читает в приложении Bookmate нового лауреата Пулитцеровской премии? А может, пишет сонет любимой девушке, только что уточнив в Википедии схему рифмовки? Мы никогда не узнаем. Но мы можем выбирать, сразу предположить худшее — или все-таки притормозить и не позволить мыслям соскользнуть в привычное русло, полное осуждения и стереотипов.
У меня есть лучшая подруга Катя, а у нее — пятилетняя дочка Алиса Артемовна. Если не ошибаюсь, она не расстается с планшетом с двух лет; бабушка с дедушкой даже подарили ей собственный, чтобы не таскать постоянно у мамы. Знаете, что она на нем делает? Слушает классику детской литературы. Просто Катя в порыве педагогического вдохновения изобрела гениальное условие: мультфильмы можно смотреть только полчаса в день, а аудиосказки слушать — сколько угодно. В результате Алиса уже в три года говорила развесистыми предложениями с деепричастными оборотами, метафорами и поэтизмами, от которых все встречные, включая воспитателей в детском саду, падали замертво. За последние два года она успешно одолела Волкова и Туве Янссон, а недавно Катя рискнула включить ей повести Астрид Линдгрен. Алиса с большим интересом прослушала "Калле Блумквиста", а потом пришла на кухню и сказала: — Мам, там началась какая-то новая сказка, про звезды и вселенную, только я в ней ничего не понимаю. Катя озадаченно проверила плей-лист и увидела, что Алиса честно отслушала пятнадцать минут "Краткой истории времени" Стивена Хокинга.
Не стоит отвергать гаджеты. Сами по себе они нейтральны, а в перспективе — бесконечно полезны. Вместо того, чтобы опасаться за их влияние на ребенка, поставьте их себе на службу! Закачайте туда прекрасных сказок и песен, установите какую-нибудь забавную экономическую игру, чтобы ребенок с детства учился накапливать и ценить ресурсы, объясните, как функционирует фотокамера, и предложите поэкспериментировать с простейшей обработкой и коллажами. Гаджеты — всего лишь джинны, покорно ожидающие ваших приказов. Так прикажите им сотворить что-нибудь прекрасное!
Не проще дело обстоит и с комиксами. Вот вы расстроились бы, если бы ваша внучка запоем читала пьесы Шварца?) А ведь комиксы — те же самые пьесы, только иллюстрированные. Я, возможно, озвучу сейчас шокирующую вещь, но они требуют от читателя даже большего умственного напряжения и работы души, чем обычная литература. В комиксах нет пространных описаний "из головы персонажа", которые помогают нам прочувствовать его состояние, и читатель вынужден распознавать мельчайшие намеки автора по строению фраз и выражению лиц. Лично я в детстве очень любила комиксы — и теперь, спустя четверть века, могу с уверенностью сказать, что именно они научили меня прописывать диалоги и достоверно имитировать в повествовании разговорную речь. Ваша внучка тоже их любит? Прекрасно! Подберите для нее что-нибудь качественное и по вкусу. Чем она увлекается? Феечками, зверятами, гигантскими человекоподобными роботами? Современный книжный рынок предложит вам массу визуальных романов на любую тему. Рискну порекомендовать два комикса от себя: оба выпущены замечательным издательством "Манн, Иванов и Фербер" и предназначены именно для детей. Первый называется "Дневники Вишенки", это история десятилетней девочки, которая мечтает стать писательницей и вместе с читателем делает первые маленькие шажки к своей цели — ведет дневник, берет интервью, учится выстраивать сюжеты, а самое главное — с любопытством и открытым сердцем наблюдает за всем окружающим. Второй комикс, "Звездный замок", рассказывает про мальчика Серафина, который грезит о путешествиях на другие планеты и переживает невероятные приключения, пытаясь отыскать пропавшую маму. Если вы только вступаете в многогранный мир визуальных историй, попробуйте начать с этих двух — лучше даже читать их вместе с ребенком, попутно обсуждая иллюстрации и сюжетные повороты!
Ну и, наконец, слово в защиту супергероев. Десять тысяч лет человек вглядывается в звездное небо и рассказывает легенды о богах и героях. Это неистребимая, древняя часть нашей психики, которой хочется верить в абсолютное добро и абсолютную силу, в то, что за пределами видимого нам мира скрывается нечто большее. Имена меняются, сюжеты тоже, с бревен у костра мы переместились в мягкие кресла кинотеатров, но суть остается прежней: мы все так же хотим слушать о титанах и их подвигах. Думаете, супергероев изобрели в США в двадцатом веке? Ничего подобного. В детстве мы с подружками, начитавшись Николая Куна, играли на продленке в древнегреческих богинь, а двадцать лет спустя я с огромным изумлением обнаружила, что нет буквально никакой разницы между Гераклом и Капитаном Америка, Посейдоном и Акваменом, Одиссеем и... ну, скажем, Тони Старком. Сандалии на нас или кроссовки, хитон или джинсы — нам всегда будут интересны герои и их жизнь. Нам всегда будет хотеться читать про них и хотя бы на минуточку с ними отождествляться. Совсем недавно, 12 ноября, в возрасте 95 лет скончался Стэн Ли — один из основателей Marvel Comics и создатель таких супергероев, как Человек-паук, Халк, Доктор Стрэндж и Люди Икс. В последующую неделю интернет разделился на два лагеря: одни оплакивали мистера Ли, а вторые упрекали первых в чрезмерной скорби по какому-то "американскому бумагомараке" — мол, по знаменитым хирургам сильно меньше слез льется. И мне все время хотелось спросить: вы серьезно? Нет, правда? Вы действительно не понимаете, что есть труд по исцелению тел, а есть труд по исцелению душ — и второй ничуть не менее важен? Стэн Ли на протяжении семи десятилетий создавал новых героев, которые один за другим становились кумирами миллионов. Железный Человек учил детей, что ум и смекалка сильнее кулаков; Капитан Америка — что ты не побежден, пока не сдаешься; Черная Вдова — что нет такой ошибки, которую нельзя было бы искупить добротой и трудом. Каждому поколению нужны новые образцы для подражания — и знаете что? Те, которые предлагаются нам сейчас, нравятся мне гораздо больше Геры и Зевса.