Любите ли вы рок-оперы так, как их люблю я?
Особенно эти две)))
Первая меня долго и упорно избегала. Приехав в Москву уже в осмысленном возрасте *лет 6 назад*, я рвалась на эту постановку, однако, вернулась домой до официальной премьеры. Это было печально. Пришлось довольствоваться скачанными саундами. Но даже в записи от первых аккордов "Jesus Christ - superstar" по спине начинали бегать мураши) "Юнону и Авось" с Караченцовым я видела целиком два раза, по телевизору, но и этого хватило, чтобы в легком подпитии мы с подругой затягивали "Ты меня на рассвете разбудишь". И когда, составляя культурную программу на месяц, я наткнулась на постановку Алексея Рыбникова, то сразу вспомнила про "Суперзвезду".

9 апреля в Театре имени Моссовета была постановка "ИХС", 25 - в ММДМ "Юнона и Авось". И я, ленивая задница, пишу об этом только сейчас)

Глава1
Создается впечатления, что Моссовет находится в продолжительной осаде: с одной стороны - массивный Концертный зал имени П.И. Чайковского и театр Сатиры, с другой - дом Булгакова и обветшалый театр "Мост", а над всем этим серьезный Маяковский, на оживленном перекрестке, для всех ветров распахивает бронзовый пиджак (с). Направляясь к небольшому зданию театра, через сад "Аквариум", невольно цепляешься взглядом за насмешливого сатира. Мне кажется, что он сбежал из соседнего двора)
Вообще, есть в этом театре что-то из не столь далекого прошлого: около касс притаилось небольшое окошечко, в котором находится не листок со схематичным расположением мест, а настоящий макет зала, сделанный с удивительной скрупулезностью; злобные фурии не слишком успешно притворяются гардеробщицами; а в зеленом, даже не уголке, а прямоугольнике с непонятной растительностью, притаился черный лакированный рояль, за которым играет этаким белокурый ангелок. Небольшое помещение зрительно увеличивают зеркала, "Пудинг - это Алиса, Алиса - это пудинг, унесите Алису", и большой аквариум. На стенах висят фотографии актеров, заслуженных и не очень. Все чинно)
Сам зал маленький, тесный. Мы упирались коленками в парапет, хотя и сидели в первом ряду, людям за нами было еще хуже. Но несмотря на это, обзор с бельэтажа прекрасный) Над сценой висела большая серая тряпка и не давала нам с Ольгой покоя, нужно было слышать эти фантастически бредовые предположения о ее предназначении. И почему-то в голову не пришло известное клише про ружья и выстрелы)
После 15-минутной задержки прозвучало пророческое: "Пора, Олик! Будем пускать волну!" Удивительное чувство, когда ты начинаешь хлопать, и зал подхватывает этот порыв, а после гаснет свет и звучит, звучит то самое:

Скачать бесплатно Jesus Christ - SuperSTAR (2000) - 24. Superstar на Muzebra.com.

И мир уменьшается до размеров сцены, и вроде бы становится чуть просторнее.
Шикарная хореография, потрясающие голоса, яркое и очень явное противопоставление Иисуса и Иуды в костюмах (хотя какие там костюмы, бгг), в цветах, а самое главное, в манере пения: чистый, высокий голос Вальца против надрывного, рычащего, рок-н-ролльного Яременко. Мария Магдалина Макеевой выше всяких похвал! Хрупкая, черноволосая, с голосом, которым можно крушить любые преграды. А юродивый с колокольчиком, а Пилат, зачитывающий отрывок из "Мастера и Маргариты" *Спасибо, Оля)*, а троица жрецов в стилистике Мистера Андерсона из "Матрицы".
Признаюсь сразу, мое сердце покорил Иуда, в исполнении Яременко. По-моему он затмил своим талантом всех на сцене...ну, и еще вырезом его чОрной туники))) Ходячий секс! А у Андреева Иуда Искариот был полуслепым уродцем и калекой, ну-ну.
Две самые сильные сцены, на которых я с трудом сдерживалась, чтобы не зареветь: когда к Иисусу приходят немощные, просят исцелить их, спасти. И Христос кричит, что их слишком много, его не хватит на всех. Это отчаянное "Уйдите! Отпустите!" бьет под дых. А в голову закрадывается мыслишка, что не смог бы стать спасителем, не вытянул, не сумел бы. И сцена предательства Иуды, когда он сходит с ума от той ноши, что на него взвалил Господь. Повторяющаяся тема "Я мог бы сделать все иначе" от лица разных персонажей, пропитанная такой разной, но все же горечью.
Отдельное спасибо, огромное как космос, хочется сказать за перевод с английского Я. Кеслеру. Спасибо, что не испортили, я реально боялась)
Итог: если вам нравится творчество Эндрю Ллойда Вебера, то идти и смотреть!

Глава2
Погода соответствовала.
Весенний дождик превращался в ливень и явно хотел смыть все ненужное с улиц столицы.
Я опаздывала на "Юнону и Авось", и это была трагедия покруче, чем у Шекспира. От Павелецкой бежала, лужи не обходя (с), и только благодаря этому, за три минуты до начала спектакля, влетела в холл театрального зала Дома музыки с абсолютно мокрыми ногами. Слава Богу, хватило мозгов заранее посмотреть, где этот зал находится. Респект персоналу, он меня постоянно радует: быстро повесили одежду, быстро отдали номерок, быстро пожелали приятного вечера)
Случилось, кстати, страшное! Я сидела не на бельэтаже, а в амфитеатре, слева) Кроме того, через 10 минут после заявленного времени начала рок-оперы, билетерши пересадили всех на свободные места, и я оказалась уже не настолько слева))) Опоздавших рассаживали по краям. Мораль: не опаздывайте в Дом Музыки! Двоякое чувство: лица актеров видишь - хорошо, а полностью охватить действие на сцене не получается - плохо.
Программок, кстати, не было:
Граф Резанов - Валерий Анохин,
Кончита - Наталья Крестьянских,
Граф Румянцев: Дмитрий Богданов , и это его феерическое "Подождем",
Морские офицеры - (переводчик) Егор Николаев *уж очень милый мальчик*, Павел Зибров, Никита Поздняков, Владимир Миронов
Отец Ювеналий - Леонид Сивец
Прекрасная, прекрасная постановка, ей удалось сделать то, что не смог дождь. Я ревела, некрасиво шмыгала носом, с лица стекала тушь и тональник, но у меня до сих пор внутри что-то звенит, а это - показатель...
"Юнона и Авось" очень красивая и грустная история. Особенно в исполнении действительно талантливых актеров. Великолепные голоса и абсолютно отличная от "ИХС" манера пения, где чистый звук преобладает над рОковым звучанием. Юная и нежная Кончита, отчаявшийся Резанов и Дева Мария. Действие не провисает ни на секунду, порой создается ощущение, что за актерами кто-то гонится. Но оперу это не портит, скорее наоборот, помогает держать зал в напряжении. В постановке А. Рыбникова хореография, вокал и актерская игра составляю симбиоз такой силы, что выдернуть что-то одно и оценить отдельно от остального не получается. Ибо, на мой субъективный взгляд, не самая сильная хореография и моменты переигрывания, вкупе с идеальным вокалом, вместе, на одной сцене, в едином порыве сливаются в идеальное представление, где все на своих местах.
Итог: идти и смотреть!!!